webanalytic

Веб аналитика: тренды и перспективы

Уважаемые друзья, сегодня мы публикуем интервью с нашим специалистом и партнером Андреем Синициным (А.С.).

Беcедовал Александр Николенко (А.Н.), CEO компании Alogica.

А.Н.: Здравствуйте Андрей ! Представьтесь пожалуйста.

А.С.: Андрей Синицын, архитектор ПО, специалист в области высоконагруженных проектов в web. Опыт web-разработки более 10 лет. Сейчас акценты сместились в сторону интеллектуальных рекомендательных систем и систем бизнес-аналитики. Принимал участие в разработке многих крупных проектов с большим трафиком. На данный момент занимаюсь рекомендательным сервисом и внедрением системы BI для ratengoods.com. Также занимаюсь исследованиями поведения аудитории внутри крупных социальных сетей.

А.Н.:  Какие системы бизнес аналитики и веб аналитики в частности, на Ваш взгляд наиболее актуальны сегодня и будут востребованы завтра ?

А.С.: Вообще на данный момент это некий тренд, на рынке очень много разработок. Если говорить о готовых решениях, то я использовал JasperSoft, Yellowfin, MicroStrategy. Но надо понимать, что сама система аналитики — это только часть айсберга. Так как объем обрабатываемых данных, как правило, довольно велик, не меньше внимания надо уделить хранению и предобработке массивов данных. Порядок цифр может впечатлять, 100 Гб в сутки — это вполне нормально.

Но вообще часто используются и кастомные решения. Есть специальные языки для обработки статистических данных

…Если говорить о готовых решениях, то я использовал JasperSoft, Yellowfin, MicroStrategy. Но надо понимать, что сама система аналитики — это только часть айсберга. Так как объем обрабатываемых данных, как правило, довольно велик, не меньше внимания надо уделить хранению и предобработке массивов данных. Порядок цифр может впечатлять, 100 Гб в сутки — это вполне нормально…

А.Н.: То есть решений стандартных на 100% быть просто не может ? И построение самой системы аналитики можно рассматривать как сам по себе отдельный, полноценный проект ?

А.С.: Несомненно. Как не существует двух одинаковых бизнесов, так и не может существовать двух одинаковых систем аналитики для них. Для эффективности очень важно учесть нюансы конкретного проекта

А.Н.: Какую часть, нишу по Вашему занимают системы аналитики построенные по принципу  SAAS и он-лайн сервисов ?

А.С.: Ну я бы не отдал полный расклад по своему бизнесу куда-то в облако, честно говоря. По сути, анализируется информация, несомненно составляющая коммерческую тайну. Использовать облачные вычислительные ресурсы может быть оправдано в ряде случаев, но только именно как вычислительную мощность. Полностью увести аналитику в облако, на мой взгляд, рискованно

А.Н.: В основном SAAS и он-лайн сервисы используются для анализа поведенческих факторов и тестирования usability — можно ли отнести это к web аналитике ?

А.С.: Поведенческие факторы и usability — лишь малая часть метрик. Перед внедрением системы BI надо четко определить цели, потому как это, как правило, недешевый и длительный процесс и внедрять «для галочки» нецелесообразно

А.Н.: Какие сферы он-лайн бизнеса более всего нуждаются в качественной веб аналитике ?

А.С.: Не очень корректная постановка вопроса. В аналитике нуждается бизнес. А веб-аналитика — это, скорее, buzzword. Просто выделение предметной области, характерной для веб-проектов

А.Н.:  Речь идет как раз об он-лайн бизнесе.

Как, на каком этапе реализации, определить экономический эффект от использования собственной системы веб аналитики ? Очевидно, что это недешевое и ресурсоемкое решение для бизнеса, который конечно же заинтересован в возврате инвестиций.

А.С.: Как и в случае любой оценки вложений, тут тоже самое. Если определены цели, то, очевидно, есть и показатели достижения этих целей

Т.е. надо понимать, что аналитическая система — это не кнопка «Сделать хорошо». Это мощный инструмент, но пользоваться им должен человек, специалист по аналитике, хорошо погруженный в предметную область конкретного бизнеса.

…аналитическая система — это не кнопка «Сделать хорошо». Это мощный инструмент, но пользоваться им должен человек, специалист по аналитике, хорошо погруженный в предметную область конкретного бизнеса…

А.Н.:  Какую роль и место занимает предиктивная аналитика в совокупном анализе ?

Есть ли сферы он-лайн бизнеса, где предиктивная аналитика лидирует ?

А.С.: Можно выделить два неких крупных среза. Во-первых, это продажи через Интернет. Яркий пример — Amazon.com. После внедрения рекомендательной системы они в разы увеличили оборот. Просто за счет хорошо построенного анализа своей аудитории.

Второй отличный пример — это Netflix.

Ну и еще хороший пример — это контекстная реклама

А.Н.: Используете ли Вы в своей аналитике социальный граф ? Вообще — как организована работа с социальными сетями ? Чьи данные наиболее удобны для анализа ?

А.С.: Исключительно собственные. Какие-то факторы анализа можно использовать, но надо понимать, что они являются внешними. Как я уже говорил, информация подобного рода является коммерческой тайной, конкурентным преимуществом и никто не будет ее раскрывать. Если рассматривать свои социальные проекты, то да. Социальный граф и отношения внутри него являются источником очень хорошей аналитической информации

А.Н.: Можно ли сказать, что построение систем веб аналитики уже превратилось в отдельную сферу IT решений ?

А.С.: Совершенно однозначно. Статистический и предиктивный анализ требует глубоких и довольно специфических знаний и навыков. Соответственно, вполне логично он выделяется в отдельную сферу деятельности

А.Н.: Есть ли в России компании, специализирующиеся на этом виде услуг ?

А.С.: Ну, например, Google можно рассматривать как компанию в России?

Яндекс и Гугл предоставляют свои системы аналитики — это, соответственно, Google Analitycs и Яндекс.Метрика. Но, опять-таки, вы не можете сами влиять на набор данных и методы их анализа, только использовать предопределенные установки. Как я уже говорил выше, внедрение аналитической системы — процесс, очень завязанный на особенности конкретного бизнеса и длительный по времени. Компании, приходящие к решению о внедрении подобных систем, как правило создают собственное внутреннее аналитическое подразделение, так как эта сфера очень нуждается в постоянном внимании и контроле. Аутсорсер может разорвать контракт и цена риска в этом случае довольно высокая

А.Н.: Какие тренды можно выявить с помощью предиктивной аналитики ?

А.С.: Тренд — это всего лишь термин, закономерность. Суть аналитики в том, чтобы выявлять тренды. И уже принимать решение, выгоден ли этот тренд для бизнеса или нет.

А.Н.: Можете ли Вы привести интересные примеры ?

А.С.: Да, есть прекрасный пример от Google. Во время эпидемии гриппа в Америке медицинские службы не могли предсказать направление распространения болезни. Данные в больницы стекались пост-фактум, от уже заболевших людей, и временной лаг составлял больше двух недель, что не позволяло эффективно реагировать. Аналитики Google смогли проанализировать запросы к поисковой системе и выделить набор запросов, характерных для заболевающего человека. Было проанализировано более 40 миллионов математических моделей, и в результате Google смог предсказать развитие эпидемии фактически в реальном времени. Точность данных была потрясающей.

Тренд — это всего лишь термин, закономерность. Суть аналитики в том, чтобы выявлять тренды. И уже принимать решение, выгоден ли этот тренд для бизнеса или нет.

А.Н.: В последнем вопросе — я имел в виду Ваш опыт работы в dating сервисе

А.С.: Что касается дейтинга. Рынок дейтинга уже сильно перенасыщен, на мой взгляд. Аналитика в этой сфере помогает правильно расставить акценты в соответствии с моделями монетизации сервиса, а они очень индивидуальны.

Т.е. по факту надо подтолкнуть пользователя к покупке VIP-статуса, например. Анализируя модели поведения уже купивших услугу и корреляцию с набором каких-то собственных метрик, можно более эффективно проектировать интерфейс, например. Или предлагать набор платных услуг, которые с большей вероятностью расположат к покупке

А.Н.: Сколько времени занимает построение системы веб-аналитики ? в среднем

А.С.: Очень индивидуально. Обычно на анализ первичных требований и определение целей уходит несколько месяцев. И все, система начинает жить как часть бизнеса

А.Н.: Как в к владельцу бизнеса обычно приходит понимание, что он не может жить дальше без собственной системы веб-аналитики ? То есть, что обычно является пусковым фактором ?

А.С.: Нормальное желание любого бизнесмена — это повысить доходность бизнеса, повысить его эффективность. Система аналитики — это просто инструмент, позволяющий планировать и внедрять эффективные решения. Если у владельца бизнеса потрясающая интуиция, то он может и никогда не прийти к решению о внедрении аналитической системы.

Но вообще, обычно задумываются о подобных инструментах при достижении каких-то существенных объемов. Объемов траффика ли или объема продаж. Словом тогда, когда количество значимых факторов для анализа превышает возможности человека. Умные бизнесмены внедряют аналитику на подъемах, куют пока горячо.

Но часто встречаются ситуации, когда аналитические системы внедряют на моментах стагнации бизнеса, как инструмент кризисного управления. Что, кстати, зачастую дает хороший эффект.

…Стагнацию бизнеса можно рассматривать как последствие неграмотного подхода к анализу собственных бизнес-процессов…

А.С.: Кстати, совершенно отдельная сфера онлайн-бизнеса, где использование аналитических систем жизненно необходимо — это трейдинг.

А.Н.: То есть системы веб аналитики можно рассматривать не только как фактор развития бизнеса, но и как фактор его сохранения и защиты в период кризиса и стагнации ? Это уже актуально для многих российских компаний, судя по динамике рынков в начале этого года.

А.С.: Совершенно точно. Я рискну даже сделать громкое заявление. Стагнацию бизнеса можно рассматривать как последствие неграмотного подхода к анализу собственных бизнес-процессов.

А.Н.: Говоря о трейдинге, Вы имеете в виду фондовые и сырьевые рынки ? И Forex видимо — тоже?

А.С.: Я бы говорил о любой торговле в данном случае. Форекс очень нестабильный инструмент, на мой взгляд, очень.. непрозрачный. В случае торговли на фондовых рынках есть немало хороших последовательных историй успеха. На мой взгляд фондовые рынки более прозрачны и прогнозируемы.

А.Н.:  Если «…Стагнацию бизнеса можно рассматривать как последствие неграмотного подхода к анализу собственных бизнес-процессов…», то из этого следует, что в команду по внедрению систем веб-аналитики должны входить эксперты и специалисты-консультанты по анализу и моделированию бизнес-процессов ? Верно ?

А.С.: Несомненно. Аналитическая система — это кардиомонитор такой. Чтобы его изготовить, нужны инженеры. А чтобы внедрить его и получать от него данные, нужны врачи. И только их совместная работа даст желаемый результат

А.Н.: Великолепная аналогия :)

А.С.: Благодарю :)

Теперь мы предлагаем нашим клиентам, клиентам компании Alogica такую услугу — организация и внедрение собственной системы веб-аналитики. Как всегда, в таких случаях, наших клиентов интересует вопрос цены.

А.Н.: Как Вы думаете, как много лидеры IT (IBM, Facebook, Googlе etc) вкладывают в web-analytics ?

А.С.: По некоторым данным, Target ежегодно тратит около 4 миллионов долларов на содержание аналитического отдела из 50 человек, базирующихся в США и Индии

А.Н.: Теперь мы предлагаем клиентам компании Alogica такую услугу — организация и внедрение собственной системы веб-аналитики. Как всегда, в таких случаях, наших клиентов интересует вопрос цены.

На какие порядки бюджета и времени необходимо ориентироваться клиенту такой услуги?

А.С.: Построить эффективную систему веб-аналитики возможно только в рамках долгосрочного сотрудничества. Причем каждый проект будет очень скрупулёзно согласовываться. Порядка цен как такового не существует, все определяется конкретной задачей.

А.Н.: Как показывает наша практика, чаще всего именно с формулирования этой задачи проект и начинается.

А.С.: Именно, все очень индивидуально.

А.Н.: Но порядки для ориентирования все же стоит указать — нужно учитывать психологию.

То, что не имеет цены, сложно продать. Можно ли сказать, что минимальные затраты на создание собственной системы веб-аналитики начинаются от 10К USD и занимают не менее двух-трех месяцев ?

А.С.: Я не могу ничего сказать настолько точно, к сожалению. Надо смотреть на конкретный процесс. Но действительно – на эти показатели вполне можно ориентироваться, как на очень средние. И насчет срока — это хорошо, точно. Хотя конечно они все равно будут уточняться для каждого конкретного клиента.

От редакции :

К вопросу об окупаемости – компания IBM обещает свыше 1000%, если быть точным —  1209%, окупаемости при использовании ее собственных решений в сфере аналитики.
На сайте IBM написано, что окупаемости вложений в комплексную аналитику, может достичь этих показателей у компаний, которые используют эксклюзивное комплексное аналитическое решение от IBM. http://www.ibm.com/analytics/ru/ru/

Комплексность достигается за счет охвата программного обеспечения, аппаратного обеспечения и услуг.